
Опасные планы
В ходе предвыборной гонки Трамп обещал Европе пошлины в размере десяти-двадцати процентов. Китаю — минимум десять, на отдельные категории товаров — 40. Канаде и Мексике — 25. И теперь, после победы, от своих замыслов не отказывается.
"Такая стратегия может свести на нет прогресс, которого мы добились в борьбе с инфляцией, и ударит по экономическому росту", — заявила министр финансов Джанет Йеллен.
Особенно уязвимы сельскохозяйственный сектор и горнорудная промышленность. Эксперты Института изучения экономики Азии при Японской организации развития внешней торговли (JETRO) ожидают там сокращение производства на 1,5 процента. Об этом говорится в их недавнем докладе.
Новый этап торговой войны наиболее губителен для высокотехнологичных отраслей — электроники и автомобилестроения, поскольку они зависят от импорта компонентов и сырья, отмечает Олег Калманович, главный аналитик Neomarkets.
Автопром и машиностроение
Многие товары из Китая заменить американскими аналогами сложно. Согласно данным JETRO, производители аккумуляторов для электромобилей на 78 процентов зависят от импорта из КНР, прежде всего — графита.
"На этот материал приходится около десяти процентов себестоимости батареи. Повышение пошлин резко увеличит общие затраты, по крайней мере до тех пор, пока не наладят альтернативные поставки. В США изготовление аккумуляторов и так обходится как минимум на 20 процентов дороже, чем в Китае", — указывает Евгений Шатов, партнер Capital Lab.
Понятно, что вырастут цены на электромобили. А Трамп уже угрожает отменить субсидии на них.
На китайские электрокары пошлины повысили в мае 2023-го. Это сказалось на глобальных цепочках поставок комплектующих. В Пекине ответили симметрично, и такие автогиганты, как Tesla и Ford, столкнулись с негативными последствиями, добавляет Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service.