
На фоне сохраняющейся жесткой денежно-кредитной политики (ДКП), проводимой Банком России, правительство снизило ожидания по росту инвестиций в основной капитал на ближайшую трехлетку. Как следует из Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденного правительством в январе, в 2025 году ожидается рост объема инвестиций на 1,3%, в 2026-м — на 2,2%, в 2027-м — на 2,5%, рассчитал РБК на основе приведенных в документе данных.
Показатели единого плана
Прогнозные показатели по капвложениям содержатся в разделе плана, посвященном национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». Цель предполагает, в частности, обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (вторая часть была достигнута еще в 2021 году, судя по данным Всемирного банка).
Прогноз по ВВП, содержащийся в едином плане, соответствует прогнозу Минэкономразвития, на основании которого верстался бюджет страны на 2025–2027 годы. Так, после роста на 3,9% в 2024 году ожидается замедление экономики. В 2025 году, как ожидается, ВВП увеличится на 2,5%, в 2026-м — на 2,6%, в 2027-м — на 2,8%. В 2028–2030 годах ежегодный рост экономики, согласно плану, прогнозируется на уровне 3–3,2%.
На выполнение цели по ВВП воздействуют практически все факторы, изложенные в едином плане, указано в нем, включая сохранение высокой инвестиционной активности. Декларируется, что это будет происходить «за счет улучшения инвестиционного климата через комплексную систему мер поддержки предпринимателей со стороны государства и сокращение избыточной административной нагрузки». Также в документе говорится о повышении стимулов для инвестирования со стороны бизнеса и обеспечении справедливого распределения рисков между государством и частным сектором.
В качестве одного из индикаторов, характеризующих достижение национальной цели, приводится прирост объема инвестиций в основной капитал по отношению к уровню 2020 года. Так, согласно плану, в 2025 году инвестиции должны вырасти на 39% к 2020 году, в 2026-м — на 42,1%, в 2027-м — на 45,7%. В 2030 году объем инвестиций должен превысить показатель 2020 года на 60%.
Планы ниже базового прогноза, но выше консервативного
Если на основе этих данных рассчитать прирост инвестиций год к году, получится, что в 2025 году объем инвестиций должен вырасти на 1,3%, в 2026-м — на 2,2%, в 2027-м — на 2,5%. Эти ожидания ниже базового прогноза Минэкономразвития, подготовленного в сентябре 2024 года. Он предполагает рост инвестиций в 2025 году на 2,1% и последующее увеличение темпов до 3% в 2026 году и 3,3% в 2027 году. В Минэкономразвития ранее оценивали, что рост на 2% по сравнению с высокой базой 2024 года (7,8%, согласно прогнозу) — «это очень неплохо».
Впрочем, ожидания по росту инвестиций из единого плана лучше, чем фигурирующие в консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития. Консервативный прогноз предполагает рост инвестиций на 0,6% в 2025 году, снижение на 1,8% в 2026 году с последующим восстановлением до 3% в 2027 году.
«В едином плане заложены показатели, необходимые для достижения поставленной президентом цели — добиться роста инвестиций в российскую экономику на 60% к 2030 году. Этому будет способствовать накопленная высокая база последних четырех лет», — сообщили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. В ведомстве добавили, что для ускорения темпов инвестиционной активности запущен профильный федеральный проект в составе нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». «Его основные задачи — обеспечение предсказуемости условий для бизнеса, распределение рисков между инвесторами и государством и реальные преференции для активно инвестирующих компаний, которые будут способствовать качественной трансформации делового климата», — отметили в пресс-службе. В 2021–2024 годах инвестиции действительно росли опережающими темпами: среднегодовой темп за этот период превышает 8% (в сопоставимых ценах, то есть в реальном выражении).
«Жизнь [в 2024 году] оказалась заметно лучше ожиданий», — считает главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин, указывая на существенные отличия апрельского прогноза («сценарных условий») Минэкономразвития от сентябрьского. Так, в апреле предполагалось, что рост инвестиций по итогам 2024 года составит 2,3%, однако потом ожидания были повышены до 7,8%. «С высокого уровня расти сложнее», — говорит эксперт.
Различие между базовым прогнозом Минэкономразвития (который формально продолжает действовать) и траекторией, обозначенной в обновленном плане по достижению национальных целей, может объясняться тем, что прогноз был опубликован в сентябре и с тех пор мог измениться, предполагает главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов. Обновленные показатели будут представлены традиционно в апреле. «Кроме того, в теории плановая траектория и прогнозы Минэкономразвития не обязаны в точности совпадать», — указывает он.
По оценке Латыпова, рост инвестиций в основной капитал за 2024 год был даже немного выше официальных ожиданий — 7,9%.
В то же время в течение 2024 года темпы роста объема капвложений постепенно замедлялись. Так, согласно данным Росстата, в первом квартале рост составил 14,5% в годовом выражении, во втором квартале — 8,3%, в третьем — 5,1%. Данных за четвертый квартал и в целом за год еще нет.
Факторы сокращения инвестиций
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в одном из своих последних материалов указывает на существенное замедление инвестиций в третьем квартале. «С учетом особенностей статистики инвестиций (занижение дефляторов по импорту, учет военной продукции с длительным сроком службы и др.) это, вероятно, «оценка сверху» — реальная ситуация, вероятно, заметно хуже», — предполагают аналитики ЦМАКП.
Экономист Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Сергей Цухло, в свою очередь, констатирует, что в январе российская промышленность «продолжила терять оптимизм в условиях продолжающегося охлаждения экономики». Индекс промышленного оптимизма, который он рассчитывает на основе конъюнктурных опросов предприятий, впервые с 2022 года стал отрицательным — то есть негативных оценок текущей ситуации на уровне бизнеса стало больше, чем позитивных.