
Исчерпанный ресурс
Привычных Kia Rio, Hyundai Solaris, Renault Logan и Duster, VW Polo и Skoda Rapid практически не найти. По данным "Автостат Инфо", в 2021-м в России было продано 77 тысяч новых Kia Rio, в 2023-м — 1,75 тысячи, а в прошлом году — всего 47 штук. Схожая ситуация и с другими моделями: Hyundai Creta — 53, Hyundai Solaris — 68, Skoda Rapid — 26, VW Polo — 55, Renault Logan — 69, Renault Sandero — 25, Renault Duster — 40.
Эти машины ориентировались на локальный рынок и производились в России. С остановкой и последующим переходом заводов новым владельцам бестселлеры пропали с рынка. Продаются единичные остатки. В декабре на всю страну нашлось четыре VW Polo и один Kia Rio. В регионах еще встречаются Kia Seltos, Renault Kaptur и Arkana российской сборки. Таким образом, по оценке "Автостата", выпало порядка 20% рынка.
С моделями глобального рынка, такими как Kia Sportage, Toyota RAV4, Nissan Qashqai и VW Tiguan, попроще — они все еще поставляются через параллельный импорт.
Новый мир
Былых фаворитов предсказуемо заменили китайцы. В тройке лидеров среди иномарок Haval, Chery и Geely.
В отечественном сегменте дела неплохо идут у Lada. Как сообщает "Автостат", по итогам года бренд занял первое место по продажам, обогнав даже Haval (436,2 тысячи против 190,6). Далее идут Chery (157 тысяч), Geely (149,1), Changan (106,1), Omoda (49,5), Exeed (40,9), Jetour (35,1), Tank (28,5). Показатель белорусского Belgee — 34,6 тысячи.
Отечественные бренды представлены в бюджетном сегменте и не испытывают высокой конкуренции, объясняют в пресс-службе ГК "АвтоСпецЦентр". По подсчетам "Авито Авто", новая Lada Granta обойдется в среднем в 1,05 миллиона рублей, Vesta — в 1,64.
На этой платформе лидирует Chery — 14,51% объявлений. У Lada — 13,5, Haval — 11,19, Geely — 10,81. У Changan — 7,69%, но его стали предлагать в 2,5 раза чаще по сравнению с 2023-м.
Среди моделей особенно популярна Chery Tiggo 7 Pro Max (в среднем 2,95 миллиона рублей), в прошлом году занимавшая четвертое место. Ее доля — 5,67%. У Omoda C5 (2,95 миллиона) — 5,52%, Lada Granta (1,05) — 4,72, Haval Jolion (2,5) — 4,17, Chery Tiggo 4 Pro (2,26) — 3,85. Также в топ-10 вошли Lada Vesta, Jaecoo J7 (3,6 миллиона), Geely Monjaro (4,8 миллиона), Chery Tiggo 8 Pro Max (четыре миллиона) и Haval M6 (2,3).
Наилучшая динамика у Jaecoo J7: число объявлений о продаже этой модели увеличилось в 6,8 раза. Также хорошие показатели у Geely Monjaro (прирост в 3,4 раза) и Haval M6 (в 3,3).
Китайский парадокс
Проблемы скорее со спросом. Так, из-за недостаточной прибыли и высокой конкуренции кратно сократилось количество китайских шоурумов. В 2024-м число закрытых точек подскочило в 2,4 раза и достигло 449, а новых появилось 964 — в 1,5 раза меньше, чем годом ранее, подсчитали "Газпромбанк Автолизинг" и "АвтоБизнесРевю".
"Из-за индексации утилизационного сбора, нестабильности рубля массовый сегмент дорожает. Кроме того, росту продаж не способствуют повышения ключевой ставки", — поясняют в пресс-службе ГК "АвтоСпецЦентр".
По оценке компании, в 2025-м цены повысятся еще на 10-15%. "Автостат" прогнозирует снижение спроса на десять процентов.